вернуться на главную

ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ,
А НЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ?

       В № 9/2013 журнала «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права» был опубликован материал «Каким должен быть профессиональный стандарт «Специалист по патентоведению»?»1 с предложением обсудить его подготовку.
       1 Каким должен быть профессиональный стандарт «Специалист по патентоведению»?//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 9. С. 15.
       Свою точку зрения по этому вопросу высказывает заместитель генерального директора ОАО «ТИИР» по развитию, заслуженный изобретатель Российской Федерации Е.Г.Пивень (г. Ярославль, Natalia.Usikova@tiir.ru).

       Ключевые слова: специалист по патентоведению, профессиональный стандарт.

       WHY PROFESSIONAL STANDARD BUT NOT EDUCATIONAL ONE?
       The article «How to be a professional standard «Specialist in patent activity?» including proposals to discuss the issue of his training was published in the magazine «Patents & licenses. Intellectual rights» (№ 9/2013). At present, it is a point of view on this issue of E.G.Piven, deputy general director for development of company «TIIR», the honored inventor of the Russian Federation (Yaroslavl, Natalia.Usikova @ tiir.ru).
       Key words: specialist in patent activity, professional standard.


       Очень удивился предложению журнала обсудить проект профессионального стандарта «Специалист по патентоведению». Мое удивление вызвало то обстоятельство, что, как это указано в публикации, «…В.В.Путиным дано поручение Правительству Российской Федерации разработать и утвердить до конца 2013 г. федеральный государственный образовательный(!) стандарт «Инженер-патентовед».
       Почему же к обсуждению предлагается профессиональный(!) стандарт «Специалист по патентоведению»? Ведь общеизвестно, что образовательный и профессиональный стандарты принципиально отличаются. Если образовательный стандарт устанавливает и описывает устройство образовательной программы, ее структуру, отдельные элементы, формируемый ею набор компетенций, то профессиональный стандарт – требования работодателей к работникам, необходимый квалификационный уровень в конкретном профессиональном сообществе. При этом профессиональный стандарт устанавливает продукты, технологии, функции и т.п., определяет требования к квалификации. Образовательный же стандарт определяет образовательный процесс, его структуру, средства для формирования у обучаемого необходимой компетентности.
       Не знаю, можно ли говорить о том, что у нас в стране имеет место нечто подобное профессиональному сообществу патентоведов. Однако даже если это и так, то считаю, что сегодня это сообщество в профессиональном стандарте не нуждается. Да и не поднимал такого вопроса С.В.Ляцкий2, и не давал таких поручений В.В.Путин. Речь шла об отсутствии образовательной школы, кадровом дефиците молодых патентоведов, отсутствии соответствующего образовательного процесса в российских вузах.
       2 Ляцкий С.В. Барьер на пути инновационного развития России//Патенты и лицензии. 2011. № 9. С. 50.
       Но почему же все-таки к обсуждению предложен именно профессиональный стандарт, а не образовательный? Осмелюсь предположить, что сделано это в интересах фактически существующего в нашей стране профессионального сообщества, правда, патентоведами они себя не называют. Я уже высказывал на страницах журнала «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права» свое мнение о том, что это профессиональное сообщество стремится к полной монополизации российского рынка услуг в области, которую раньше называли «патентно-лицензионная работа»3. Хочется верить, что это не так, и подмена образовательного стандарта профессиональным не является очередным шагом к такой монополизации.
       3 Пивень Е.Г. Вопрос о широкой подготовке патентоведов не актуален//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 4. С. 11.
       Лично я, как гражданин России, считаю, что если наш президент что-то поручает, то нужно делать именно то, что он поручил. Поэтому хотелось бы узнать, почему вместо федерального государственного образовательного стандарта предлагается некий профессиональный стандарт, да еще и с другим (относительно поручения президента) наименованием? Ведь статус профессиональных стандартов в нашей стране не определен, да и понятие «профессиональное сообщество» законодательно не закреплено.
       Надеюсь на оперативный ответ РГАИС и редакции журнала «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права».
       От редакции. Полагаем, что замечания Е.Г.Пивня имеют под собой определенные основания, и потому с нетерпением ждем мнений по данному вопросу заинтересованных специалистов и разработчиков стандарта.

Список литературы

       1. Каким должен быть профессиональный стандарт «Специалист по патентоведению»?//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 9.
       2. Ляцкий С.В. Барьер на пути инновационного развития России//Патенты и лицензии. 2011. № 9.
       3. Пивень Е.Г. Вопрос о широкой подготовке патентоведов не актуален//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 4.